пятница, 28 октября 2016 г.

Роли матери и отца в психологическом развитии ребенка

            Родители выполняют разнообразные воспитательные задачи, заменяя и дополняя друг друга. Взаимодополняемость связана со спецификой выполнения мужской и женской социальных ролей в семье.
          Мать и отец в своем поведении должны демонстрировать разноплановые черты характера - мягкость, терпимость, доброту, способность к эмоциональной поддержке и сопереживанию, энергичность, уверенность в себе, силу, ум, деловитость и другие.
           Дети в такой семье легко осваивают модели мужского и женского поведения, безболезненно проходят кризисы психо-сексуального развития. «Первый мужчина» в жизни девочки - её отец. Для мальчика «первая женщина» - его мать.
 Мать, которая позволяет себе физически наказывать ребенка, подавляет его эмоционально, жестко указывает, что и как надо делать, формирует у ребенка искаженное представление о женщинах вообще.
Роль отца в процессе семейного воспитания специфична. Э.Фромм, анализируя психологию отцовства, подчеркивает, что отец представляет ребенку мир, мысли, созданные человеческим трудом вещи, закон, порядок и дисциплину. Фромм утверждает, что отец необходим ребенку на всем протяжении его развитии. Отцы являются основными воспитателями дисциплины и независимости. Отец для ребенка - источн
ик безопасности. Роль отца, активно общающегося с детьми и имеющего у них авторитет, незаменима.
Отсутствие мужчины в семье оказывает негативное влияние на развитие ребенка (особенно мальчика). По мнению Л.А. Григорович и Т.Д. Марцинковской это может проявиться в следующем:
- в нарушении гармоничного развития интеллектуальной сферы (страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет способностей вербальных);
- в менее четком процессе половой идентификации мальчиков и девочек;
- в затруднении обучения подростков навыкам общения с противоположным полом;
- в возможной избыточной привязанности к матери, поскольку отсутствует член семьи, который мог бы «оторвать ребенка от матери».
Также у ребенка могут сформироваться комплексы вины и неполноценности вследствие неправильного поведения матери в период развода (ребенок может решить, что именно он является причиной ухода отца из семьи).
Первые пять лет жизни играют большую роль в развитии черт мужественности у мальчика и черт женственности у девочки. У мальчиков, воспитанных одной матерью, можно наблюдать либо развитие «женских» черт характера, таких как большая зависимость, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам, либо, напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенно «мужского» поведения с зависимым характером, часто наблюдаемое у молодых преступников. Девочки, лишившиеся отца в детские годы, проявляют неуверенность в общении с мужчинами, у них не сформировано «женское» поведение.
Психоаналитики также описали важность чувств любви и ненависти по отношению к родителям для общего развития ребенка.
Дети в возрасте 3 - 5 лет начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, и прежде всего к родителям, причем ребенок стремится к родителю противоположного пола. З. Фрейд назвал такие привязанности: Эдипов комплекс - у мальчиков и комплекс Электры - у девочек.
Любой человек для нормального развития нуждается и в отцовской, и в материнской любви. Ему необходима справедливая оценка его достоинства, он также нуждается и в безусловном принятии и понимании. Любой сдвиг в сторону преобладания одного из видов любви - отцовской или материнской - приводит, как правило, к нарушению поведения.
Отец и мать в глазах ребенка должны иметь авторитет. Смысл авторитета заключается в том, что он не требует доказательства, а принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимые простым детским глазом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий