Пособие для педагогов и психологов
Дорогие коллеги! Рада поделиться с вами новым методическим пособием «Психолого-педагогическая система развития психических процессов неслышащих детей старшего дошкольного возраста».Данное пособие создано мной на основе большой предварительной работы с неслышащими детьми и их родителями в нашем дошкольном учреждении, повышении профессиональной компетентности, общении со специалистами, работающими с данной категорией детей и длительном наблюдении за детьми с нарушением слуха в ходе свободной деятельности.
Преимущество данного опыта заключается в тщательной разработке содержания теоретической и практической базы, авторских конспектов занятий и перспективного планирования.
Новизна заключается в построении инклюзивного пространства, для щадящего и постепенное вхождение неслышащего ребенка в среду слышащих детей.
Ограничения: учёт возрастных особенностей неслышащих детей и уровень восприятия звуков. Присутствие в ДОО детей с разной степенью нарушения слуха.
Трудоёмкость в использовании опыта работы в других ДОО умеренная: предложенные конспекты занятий могут быть использованы полностью или фрагментарно в зависимости от психофизических возможностей детей и желания педагога.
Риски: при неправильном диагностировании зоны успешности в определенных видах деятельности каждого неслышащего ребёнка возможны эмоциональные перегрузки.
Результатом нашей апробированной работы является развитие и совершенствование коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха, развитие таких неоценимых качеств как – понимание чувств сверстника, умение выражать свои эмоции, доброе и товарищеское отношение к детям другого социума.
Современный мир - это множество возможностей для человека, для ребенка, в том числе и для детей с нарушением органов восприятия. Но чтобы воспользоваться этими возможностями ребенку с нарушением слуха необходимо психолого-педагогическое вмешательство.
Современный мир - это множество возможностей для человека, для ребенка, в том числе и для детей с нарушением органов восприятия. Но чтобы воспользоваться этими возможностями ребенку с нарушением слуха необходимо психолого-педагогическое вмешательство.
Без возможности слышать или говорить сложно установить какой-либо социальный контакт со сверстниками, поэтому зачастую дети с нарушением слуха изолированы от общества и имеют четко обозначенные границы своей личности, которые чаще всего закрыты.
До начала работы необходимо изучить и учесть различные подходы к профилактике, формированию и коррекции психоэмоционального состояния у слабослышащих дошкольников, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
В результате наблюдений за детьми, бесед с родителями и педагогами, а также проведенных диагностик ЭВС и познавательной сферы детей необходимо выявить наличие низких уровней психического развития детей, тревожность, агрессивность, страхи и неврозы и т.д. Учитывая это, возможно определить содержание взаимодействия всех сторон воспитательно-образовательного процесса, направленного на обеспечение психологической безопасности, снижение неблагоприятных факторов, способствующих появлению психоэмоционального напряжения у неслышащих дошкольников.
В результате обобщения различных подходов к проблеме формирования ЭВС у неслышащих дошкольников было разработано данное методическое пособие, содержание которого ориентировано на совместную деятельность психологов,педагогов, детей и родителей, построенную на принципе интеграции разных видов детской деятельности в тренинговой форме. Работа с неслышащими детьми может строиться в соответствии с разработанным перспективным планированием.
С целью формирования положительного эмоционального климата в группе и в частности у каждого дошкольника рекомендовано использовать такие виды деятельности как сюжетно-ролевые игры, настольные игры, игры-тренинги, направленные на установление социальных контактов, упражнения на релаксацию и снятие мышечного напряжения, элементы песочной и арт-терапии.
В рамках инклюзивной деятельности было разработано данное методическое пособие.
Цель: развитие и коррекция эмоционально-волевой и коммуникативной сфер неслышащего ребенка.
Задачи: снятие тревожности и страхов при контакте со сверстниками другой среды; научить социальному взаимодействию неслышащего ребенка со сверстниками; помощь в адаптации к возникновению трудностей в социуме.
Предполагаемые результаты: самостоятельное использование неслышащим ребенком умений и навыков социального взаимодействия в среде слышащих сверстников; средний или высокий уровень развития эмоционального интеллекта и коммуникативных способностей; сниженный уровень тревожности и страхов неслышащего ребенка.
С целью повышения психолого-педагогической компетенции родителей и педагогов неслышащих дошкольников данное пособие предусматривает разные формы взаимодействия с ними, среди которых: консультации, собрания, анкетирования, информационные листы и семинары-практикумы, которые особенно полезны тем, что каждый может получить индивидуальные рекомендации специалиста и выразить свои взгляды по темам. Здесь же можно ознакомиться с играми и упражнениями, которые психолог проводит с их детьми.
Перспективное планирование представлено в виде набора конкретных игр, упражнений и авторских разработанных конспектов занятий.
Занятия по формированию эмоционально-волевой сферы проводит педагог-психолог один раз в неделю. общее количество занятий, проводимых педагогом-психологом с воспитателями 34.
В сентябре, январе и мае в рамках занятий проводится диагностика психического развития детей с целью выявления динамики (10 занятий).
Чем старше становится ребёнок с ограниченными возможностями, тем больше возможностей для включения в социум у него появляется. Ребенок все чаще посещает места общественного пользования, театры и музеи. Для того чтобы у него каждый выход в общество других людей не был испытанием и он не задумывался о возможных проблемах с которыми он может столкнуться находясь там, мы работаем с самого начала его развития – с детского сада, с его группы, с его сверстниками и с ним. Формируя достаточно правильное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, с неслышащими людьми мы становимся гуманней и справедливей по отношению к ним, мы не стесняемся им помочь и поговорить. Это и есть наше современное общество, общество с равными правами, но не с равными возможностями здоровья.
Подробнее о пособии вы можете узнать лично у нас.
Спасибо за внимание!
Вера Васильевна, Вы молодец! Проделана очень большая работа и я надеюсь, что Ваш опыт пригодится и коллегам других дошкольных организаций.
ОтветитьУдалить