понедельник, 25 января 2016 г.

Метод проектов в ДОО

Метод проектов - развитие творчества педагога


   В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из творческих вариантов интеграции видов деятельности. Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования. 
  Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель. Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОО проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также вовлекаются родители или другие члены семьи. 
 Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Это относиться и к развитию творчества у педагогов. 
Сфера творчества в деятельности педагога достаточно широка и может проявляться как в подходе к детям, так и в отношении к своему делу, к подаче материала, к определению методов и средств обучения и воспитания. Творческое решение построения игры и отбора содержания материала, создание нетрадиционного по форме занятия обеспечивает эффективность и усвоения детьми необходимых знаний, умений и формирование навыков, а также стимулирует активность воспитанников, вызывает у них познавательный интерес. Результаты реализации творческого подхода педагога к деятельности могут проявляться на внешнем и внутреннем уровне. Внешние результаты творческой деятельности разнообразны: составленные и реализованные педагогом авторские программы обучения и воспитания дошкольников; методические разработки, повышающие эффективность деятельности педагога; креативно организованные учебные или воспитательные процессы; собственные образовательные продукты в и т. д. Внутренние результаты являются источником внешнего творчества, хотя и не всегда поддаются четкому определению. К ним следует отнести: уточнение отношения к различным подходам в образовании, изменение в характере организации педагогического процесса, совершенствование профессионального мастерства, развитие профессиональных способностей педагога и т. д.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Так, в работе с детьми младшего дошкольного возраста педагог может использовать подсказку, наводящие вопросы. А детям старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности, но при этом создавая все необходимые условия.
Все этапы проектной деятельности требуют от педагога большой и тщательной подготовки, наличие знаний по теме и личного энтузиазма.
На всех этапах проектной деятельности педагог совместно с детьми разрабатывает и подготавливает материал, что несомненно носит творческий характер и способствует его развитию.
После составления совместного плана действий начинается следующий этап работы над проектом – его практическая часть. Дети, вместе с педагогом, исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления воспитатель предлагает решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо, чтобы педагог умел создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играют уголки по познавательно-практической деятельности.
Заключительным, этапом работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет. Как будет проходить презентация  - решает группа создателей проекта. Они определяют форму защиты представления проекта (групповая, индивидуальная, комбинированная, агитационная, плакатная, лекционная и т.д.) здесь же опять большую роль играет подготовленность педагога, творческая активность и его заинтересованность.
Проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности. 
Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.
         В настоящее время метод проектов рассматривается наукой как цикл инновационной деятельности и является одной из перспективных педагогических технологий, имеющих соответствующие признаки, функции и структуру. В современном понимании метод проектов ни в коем случае не заменяет существующую программу воспитания и обучения, а лишь дополняет ее.
Использование проектного метода в дошкольном образовательном учреждении способствует повышению профессионального уровня педагога и творческой группы, которые участвуют в разработке проекта, развитию креативности, развитию психических процессов, познавательных способностей как дошкольников, так и педагогов, социализации и развитию коммуникативных качеств. 
Литература
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика — Синтез, 2010
2. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008 (Дошкольное воспитание и развитие) 
3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост.: Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М. : АРКТИ, 2011
4. Сыпченко Е. А.: Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. - СПб.: Детство-Пресс, 2012
5. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2009

Комментариев нет:

Отправить комментарий