среда, 25 ноября 2015 г.

Инклюзивная инновационая деятельность

СОСТОЯЛСЯ КРАЕВОЙ СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ!

Тема:«Особенности построения инклюзивного образовательного пространства в  детской дошкольной  организации»
        Были представлены важные темы: 
1. «Развитие неслышащих детей дошкольного возраста в вариативно-организованной инклюзивной среде дошкольного учреждения»; 
2. «Система работы педагога -психолога по формированию ЭВС
у детей дошкольного возраста с нарушением слуха»;
3. «Осуществление индивидуально    ориентированной помощи детям
  с функциональными нарушениями
зрения в условиях массовой группы»; 
4.«Использование пиктографических схем в работе с неслышащими дошкольниками»; 
5. Трансляция видеозаписи  «Кубанская ярмарка в детском саду» (театрализованная постановка  с участием детей групп компенсирующей направленности). Спасибо всем, кто принял участие в нашем семинаре-практикуме!
        Для тех кто не смог посетить семинар предлагаю ознакомиться с одной из тем - «Система работы педагога -психолога по формированию ЭВС у детей дошкольного возраста с нарушением слуха». 
         Современная система коррекционного дошкольного обучения и воспитания направлена на формирование оптимальных   возможностей   неслышащего ребенка, на развитие способностей к социальной адаптации и взаимодействию с  окружающим  миром. 
         Работа педагога-психолога как участника инклюзивной инновационной деятельности в ДОО, заключается в развитии и коррекции эмоционально-волевой и коммуникативной сфер дошкольников, а также в консультировании родителей и педагогов. 
Вся работа проводится по следующим направлениям
: диагностическое, коррекционно-развивающее и просветительское. 
Цель диагностической работы – выявление уровня психического развития и планирование дальнейшей коррекционно-развивающей работы.
Диагностика проводится три раза в год: в начале, в середине и в конце года. Педагогический коллектив на основании диагностических методик, используемых в работе с неслышащими   детьми, разработал комплексную диагностическую карту ребенка, которая состоит из следующих компонентов: 
Диагностический паспорт, включающий анкетные данные, сведения о родителях и особенностях социальной среды, решение и заключение ПМПК, слухоречевой анамнез, общие данные о нервно-психическом и соматическом   состоянии.
1. Слухоречевое развитие (заполняется учителем-дефектологом (сурдопедагогом) и учителем-логопедом). 
2. Развитие зрительного восприятия (заполняется учителем-дефектологом (тифлопедагогом).
3. Психологический  статус. Развитие познавательной, коммуникативной, эмоционально-волевой сферы (заполняется педагогом-психологом). Данный блок разработан мною на основе имеющихся методик и упражнений разных диагностических комплексов и подобран для неслышащих детей. Критерии были определены мною на основе наблюдений за неслышащими дошкольниками и изучении соответствующей литературы.
4. Физическое развитие (заполняется инструктором по физическому  воспитанию).
5. Музыкальное  развитие (заполняется музыкальным  руководителем).
6. Познавательное развитие, в которое входят: развитие математических представлений, окружающий мир и художественное творчество (все эти блоки заполняются воспитателем). 
По каждому блоку диагностической карты делается заключение о развитии не слышащего ребенка, что в целом позволяет выявить его более или менее успешные зоны развития.
Проведенные   диагностические замеры и поддерживающий мониторинг позволяет организовать развитие и коррекцию  неслышащего  ребенка и выстроить  индивидуальный  образовательный  профиль  и маршрут  для  каждого   неслышащего  ребенка  в соответствии с  его  возможностями и корректировать его, исходя из  изменений,  происходящих в  процессе  взаимодействия.
 Цель коррекционно-развивающей работы – создание условий для всестороннего развития ребенка с особыми образовательными потребностями для обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
Коррекционно-развивающая работа включает в себя ряд мероприятий, участие в которых принимают дети с нарушением слуха, и дети групп общеразвивающей направленности. Большая часть неслышащих   детей, включенных в инклюзивный образовательный процесс, показывает положительную динамику в развитии социальных навыков, поэтапно эти дети адаптируются и принимаются детьми групп общеразвивающей направленности. 
Цель просветительской работы – просвещение и консультирование родителей и педагогов по проблеме развития и нарушений ЭВС и коммуникативной сферы детей в формах родительских собраний, консультаций, выступлениях на педсоветах, заседаниях ПМПк, интернет-публикациях и т.д. 
Родители «особых» детей настороженно относятся к процессу включения ребенка в инклюзивную среду. С другой стороны, и родители слышащих дошкольников беспокоятся, не отразится ли негативным образом на развитии их детей общение с глухим ребенком. В связи с актуальностью этой проблемы мы разрабатываем программу по взаимодействию с родителями в рамках инклюзивной деятельности.
Подводя итог, необходимо отметить, что инклюзия – это больше, чем интеграция. Это включение не только в образование, но и в жизнь всех без исключения, это учет сильных и слабых сторон каждого, это признание различий, это обогащение представлений о различиях как естественном явлении мира и общества, это возможность получения эффективного образования благодаря постоянной поддержке и изменению образовательного пространства.
Очевидна образовательная ценность такого подхода, когда дети, страдающие нарушениями органов восприятия, попадая в среду нормально развивающихся   сверстников, общаясь с ними, включаясь в разнообразные виды деятельности, приобретают неоценимо важные навыки социального взаимодействия, необходимые им в дальнейшей жизни. 
Благодаря инклюзивному подходу в воспитательно-образовательном процессе у детей с нарушением слуха при взаимодействии с детьми групп общеразвивающей направленности лучше и быстрее развивается ЭВС, коммуникативная и интеллектуальная сферы. 
Для уменьшения риска возникновения тревожных ситуаций и невротических реакций, вхождение в другую среду должно быть не только постепенным и щадящим, но и индивидуальным для каждого ребенка. После просмотра у вас возникли свои собственные чувства и у каждого они свои. Так и у неслышащего ребенка они индивидуальны и обусловлены не только воспитанием и взаимоотношениями с матерью, эмоциональным интеллектом, но и нарушением развития первичного и вторичного порядка. Для этого мы проводим тщательную диагностику каждого ребенка, с целью выявления его успешных и неуспешных зон для дальнейшей работы инклюзивного включения.
Спасибо за внимание!



2 комментария:

  1. Работа педагога-психолога очень важна в работе с такими детками. Желаю удачи и творческих побед в этом нелегком деле.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, командная работа специалистов в нашем учреждении приносит плоды в результате психолого-педагогической работы!

    ОтветитьУдалить