понедельник, 9 ноября 2015 г.

Интеграция образовательных областей

Психологическая значимость интеграции областей
в соответствии с ФГОС
         Воспитать всесторонне-развитую личность – это актуальная задача как для педагогов и специалистов, так и для родителей.
         Да, именно в таком тандеме и должно осуществляться воспитание каждого ребенка. С внедрением в систему дошкольного образования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) родители являются равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса, и, наряду с педагогами активно включаться в деятельность ребенка, являясь для своих детей примером для подражания. Наряду с этим изменением, произошло и еще одно – интеграция образовательных областей.
Дальше
Цель – интеграция образовательных областей должна обеспечить дошкольнику целостное восприятие окружающего мира.
Принцип интеграции образовательных областей является инновационным для дошкольного образования и обязывает дошкольные образовательные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения образовательных областей, который предполагает получение единого целостного образовательного продукта, обеспечивающего формирование интегральных качеств личности дошкольника и гармоничное его вхождение в социум, что важно для его психического развития.
Реализация Программы прежде всего осуществляется в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей ориентировано на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.
Первым системообразующим фактором в дошкольном образовании выступают образовательные области. ФГОС выделяет 5 образовательных областей, которые не должны реализовываться в образовательной деятельности ДОО в чистом виде, их реализация предполагает гармоничное взаимопроникновение и взаимодополнение.
Вторым системообразующим фактором является   их интеграция на основе календарно-тематического планирования: выбор определенной темы определяет и подбор к ней образовательных областей, которые всесторонне раскроют ребенку ее содержание.
    Все темы могут использоваться воспитателем для гибкого проектирования целостного образовательного процесса.
Третьим системообразующим фактором является интеграция основных видов деятельности детей дошкольного возраста: познавательно-исследовательской, трудовой, художественно-творческой, коммуникативной, двигательной. Деятельность как психологическая основа интеграции способна объединять внутри себя разрозненные компоненты и быть интегратором всех других деятельностей.
  Четвертым фактором можно выделить формирование интегральных качеств личности, которые предусмотрены как конечный результат образовательной деятельности ДОО. По своей сути личность целостна, системна. Человек в процессе личностного становления постепенно обретает самостоятельность как способность к автономному существованию и социальную активность как способность создавать и поддерживать свои отношения со средой. Интегральная индивидуальность каждой личности складывается в процессе воспитания, развития и обучения.  Четко выделяются линии воспитания: духовно-нравственное, гражданское, патриотическое, гендерное воспитание, а также воспитание здорового безопасного образа жизни.
Особенность организации интегрированного процесса в дошкольном образовательном учреждении такова, что все перечисленные формы не могут существовать в чистом виде, выбор определенной темы предполагает также их   интеграцию. Например, тема «Золотая осень» определяет выбор таких образовательных областей, как «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», а также видов деятельности: художественно-творческой, игровой, читательской, познавательно-исследовательской.  Единой организационной формой может быть утренник.
В такой день дети не только погружаются в атмосферу совместного праздника, но и осваивают знания об окружающем мире, о красках осени, о ее плодах и т.д. Здесь налицо духовно-нравственное и социальное, познавательно-речевое развитие, личностное, художественно-творческое, а также формирование у детей таких качеств, как активность, любознательность, эмоциональная отзывчивость, креативность.
В любом виде деятельности мы не можем обойтись без социального общения, без установления межличностных связей и понимания эмоциональных состояний. Все это формируется и развивается во всех видах детской активности, благодаря интеграции образовательных областей, и является значимым для общего психического развития и развития коммуникации у детей.


Комментариев нет:

Отправить комментарий