вторник, 15 сентября 2015 г.

Детский сад начинается с адаптации!


АДАПТАЦИЯ К НОВОЙ СРЕДЕ                   
       Родившийся малыш постепенно приспосабливается к условиям окружающей среды, живя в семье в определённых условиях. Между организмом и этой средой устанавливаются взаимоотношения, происходит адаптация организма к окружающим влияниям. Организм ребёнка постепенно приспосабливается к определённой температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т.д. Под влиянием систематических воздействий со стороны окружающих ребёнка взрослых, у него образуются различные привычки: он привыкает к режиму, способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями и эмоциональная привязанность к ним.
       Также происходит и в детском саду, но, как это будет происходить с каждым ребенком, зависит от того как он развит на момент перехода на новый этап, насколько его психика созрела для этого перехода.
         Другой, не менее важной причиной быстрой или длительной адаптации являются отношения ребенка с матерью.
Важно какова эмоциональная и физическая привязка друг к другу. Зачастую бывает, что не ребенок не отпускает маму, а наоборот. Связано это со страхами и тревогой самой матери, ее личными переживаниями. Поможет в этом разобраться консультация педагога-психолога с мамой, при наличии мотивации.
Страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к детскому саду. Дети 2-3 лет часто испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в ДОО. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в саду приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.
Длительность периода адаптации зависит от многих причин:
- от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребёнка;
- от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы (оставлялся ли с кем-то кроме матери, воспитывалась ли самостоятельность, умение справляться с собственными эмоциями и т.п.);
- от состояния здоровья;
- от резкого контакта между обстановкой, в которой ребёнок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении;
- от разницы в методах воспитания.
Полная адаптация ребенка к детскому саду возможна не раньше чем через 2-3 месяца. Характеризуется этот момент не только отсутствием плача или наличием хорошего аппетита, а полной эмоционально положительной реакцией на различные виды деятельности ребенка, комфортном пребывании его в саду, что сразу визуально будет заметно педагогам и родителям. И, в течение всего этого периода надо заботиться о том, чтобы ребенок не слишком остро ощущал разрыв между своей прежней и теперешней жизнью. Например, старайтесь первое время одевать его в знакомую одежду, дать с собой в садик любимую игрушку (можно даже фотографию с мамой).
Проявляйте как можно больше интереса к его деятельности в детском саду, внимательно выслушивайте его рассказы, сохраняйте рисунки и аппликации, которые он приносит; любознательность и стремление к действию возникают и развиваются (как и умение говорить или ходить) при доброжелательном и терпеливом участии взрослых, благодаря их поощрениям.
В первое время ребенок может сильно уставать в детском саду: новые впечатления, новые друзья, новая деятельность, большое количество народа. Если ребенок приходит домой измученным и нервным, это еще не значит, что его адаптация проходит тяжело. Просто необходимо время, чтобы малыш привык к новому режиму.
Поддерживайте отношения с воспитателем и другими родителями. Интересуйтесь, с кем ваш малыш дружит, приветствуйте и поощряйте дружбу. Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству.
Помните, что с началом посещения детского сада ребёнок на время лишается физического контакта с матерью. Будьте нежны, терпеливы и доброжелательны. И, скорее всего, стресса, связанного с поступлением в детский сад, удастся избежать. Не отзывайтесь нелестно о педагогах и детском саде при ребенке.
С Вашей помощью, уважаемые родители, мы найдём ключик к каждому ребёнку. Богатый опыт и знания педагогов и психологов, Ваша любовь и забота и внимание позволит решить проблему адаптации на должном уровне.
Желаем вашим детям легкой адаптации!

Педагог-психолог
В.В. Кокорина

Комментариев нет:

Отправить комментарий