среда, 4 марта 2015 г.

Консультация

ДЕТСКИЕ СЛЕЗЫ

Детские слезы - частое явление в дошкольном возрасте как в семье, так и детском саду. Почему дети плачут? Как вести себя с плачущим ребенком? И о чем нам «говорит» плач?
«Плач-манипулятор». С его помощью ребенок может привлекать внимание к себе и добиваться своих целей. «Чем бы дитя не тешилось - лишь бы не плакало» - эта поговорка наиболее точно подходит для описания поведения некоторых родителей, когда их чадо в слезах.

«Тревожный плач». Плач, если рассматривать его с точки зрения концепции тревоги, ча¬сто не только не способствует улучшению состояния младенца, но и ухуд¬шает его. При звуках детского плача тревога матери часто сильно возра¬стает, что в свою очередь усиливает тревогу младенца. Отчасти это про¬исходит по причине непосредственного влияния материнской тревоги на тревогу, испытываемую младенцем, а отчасти потому, что тревога мате¬ри мешает ей проявлять заботу, и особенно — что в данной ситуации действительно необходимо — помочь младенцу избежать грозящих ему опасностей и т. д. Единственная стратегия поведения матери, которую в данной ситуации можно было бы считать эффективной, заключается в том, чтобы перестать волноваться.
Плач как таковой, т. е. создание звуковых вибраций, составляющих плач, представляет собой редуцированную форму свободного выдоха, а в ситуации, когда плач до¬ходит до степени неистовства, он создает препятствие для вдоха. Поэто¬му усиление плача, который свидетельствует как об опасности, скрытой и требующей реализации потребности, так и о переживании тревоги, вызванной материнской тревогой, может повлечь за собой угрозу затруд¬нения дыхания. Помимо всего прочего оно также способствует быстрому нагнетанию страха, переходящего в ужас. Именно это ограничение жизни младенца, характеризующееся затруднением дыха¬ния, вызывает у младенца всплеск молярной активности, которая в бу¬дущем обещает переродиться в то, что называется поведением в состо¬янии гнева. Что касается источника тревоги, то на данном этапе развития единственным таким источником является материнская фигура, т. е. значимый относительно взрослый человек, чье содействие необходимо для поддержания жизнедеятельности младенца.
Известный американский психолог и психиатр Гарри Стек Салливан считал главными, ведущими для всех людей потребностями потребность в нежности и потребность в избегании тревог.
Нельзя не забывать и о физической боли и дискомфорта ребенка. Родителям здесь помогут знания родителей и «материнское чутье».
Снятие эмоционального напряжения, нервные срывы, выплеск эмоций и т.п. – характеризуют «плач-срыв». От эмоциональной перенасыщенности, перевозбудимости, нервной напряженности перегружается нервная система ребенка. В последствии это может выражаться и в слезах.
   

Комментариев нет:

Отправить комментарий