вторник, 13 января 2015 г.

Актуально

Психологическая значимость взаимодействия
педагога, родителей и ребенка в образовательном процессе

  Изменения функциональных обязанностей участников системы образования, связанные с введением федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) родители стали активными участниками образовательного процесса: они могут влиять на содержание деятельности, помогать в организации, принимать в ней участие, при необходимости присутствовать на занятии. Изменилась форма проведения родительских собраний: из пассивных слушателей родители воспитанников превращаются в активных участников дискуссий, тренингов и т. п.


Татьяна Николаевна Доронова (к.п.н., заведующая отделом дошкольного образования Федерального института развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации) использует термин "взаимодействие" детского сада и семьи, который предполагает совместную деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребенка, общение, обмен мыслями, чувствами. Родители выступают в позиции партнеров, а не учеников, наблюдателей или контролеров.
Почему необходимо устанавливать контакт с семьей? Один из важных механизмов социализации ребенка по И.С. Кону - это повторение одних и тех же требований к ребенку изо дня в день, единство воспитательных воздействий и их последовательность со стороны педагогов и родителей. Если это нарушается, то у ребенка начинается дискомфорт, он плохо понимает роль взрослого в этом процессе, нарушаются правила поведения.
Успешный контакт родителей и педагогов приобретает еще большее значение в период адаптации ребенка к детскому саду, поскольку для малыша период отрыва от семьи очень тяжелый и болезненный процесс. Важным условием преемственности является установление доверительного контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога. Этот контакт необходимо установить в самом начале общения, с младшей группы.
Особенно важным в воспитательно-образовательном процессе то, что ребенок, получивший знания, умения и навыки в детском саду, должен закреплять их дома. Для того, чтобы система была максимально единой, родители должны знать методы и приемы, которыми пользуется педагог. Соответственно педагог должен ознакомить с ними родителей. Немало важно и то, как воспринимают это сами родители: с долгом, одолжением или желанием «работать» вместе над одной целью – воспитание развитой личности их детей.
Одним из направлений работы психолога является просвещение и консультирование по проблемам психического развития ребенка, где каждый желающий родитель может получить ответы на свои вопросы. Говоря о психологическом состоянии детей, нельзя не сказать о психологическом климате разных окружений малыша. Психологический климат каждого ребенка должен быть максимально единым и в кабинете психолога, и в саду, и в семье. Без участия родителей в воспитательной, образовательной и тем более в психологической коррекционно-развивающей сфере педагогам и психологам не обойтись.
Постепенно, в результате совместной работы педагогов с родителями складываются доверительные отношения. Именно это взаимодействие позволяет родителям осознать, нуждаются ли они в помощи. Советы воспринимаются как поддержка, а не как посягательство на свои права. Совместная работа педагогов, специалистов, родителей и детей приведет к значительному улучшению отношений и воспитательного процесса в целом.
Ребенок, глядя на то, что мама или папа благоприятно настроен на атмосферу детского сада, активно участвует в процессе воспитания и обучения, интересуется каждым достижением своего ребенка и радуется ему, даст толчок к новым освоениям мира и маленьким личным победам.

Педагог-психолог Вера Васильевна Кокорина

1 комментарий:

  1. Да, Вера Васильевна, сейчас без связи с семьей нам не обойтись. И очень приятно общаться с родителями, которым жизнь ребенка в детском саду не безразлична.

    ОтветитьУдалить