понедельник, 20 октября 2014 г.

Зачем нужен психолог в детском саду?

Психологи в дошкольных учреждениях обеспечивают охрану физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка.
Реализация этих функций требует выполнения целого ряда связанных друг с другом видов работ как непосредственно с детьми, так и с их родителями и персоналом детского сада.
Педагог-психолог поможет воспитателю и родителям ребенка найти и объяснить скрытые причины некоторых детских неудач, поступков и особенностей поведения. Педагог-психолог должен вовремя выявить детей «группы риска», трудности которых находятся «на грани нормы», чтобы вместе с родителями и другими коллегами помочь ему справиться с ними еще до школы. Для того чтобы решать все эти задачи, грамотный педагог-психолог планирует свою работу по нескольким направлениям.

Первое - это просветительское. Они бывают двух видов: те, которые планирует сам психолог, и по «запросу родителей». Первые - психолог проводит в течение года по темам, которые, по его мнению, актуальны для конкретного детского сада, возрастной группы и контингента родителей. К ним же относятся консультации, которые психолог дает воспитателям. На них специалист, как правило, обращает внимание на особенности развития детской психики, связанные с ними изменения в поведении и эффективность усвоения детьми знаний.
О «плановых» консультациях родителей оповещает воспитатель. И очень важно, чтобы мама, или папа, или хотя бы бабушка все-таки находили время для посещения подобных мероприятий.
Консультации «по запросу» - любые проблемы, которые волнуют близких малыша. И это необязательно вопросы, связанные с развитием крохи или его поведением. Будь то мама или папа, бабушка или дедушка, они могут и должны обращаться к психологу, когда им кажется, что с ребенком что-то не так. Одним словом, любое беспокойство родителей, связанное с детским садом, должно быть исчерпано, так как оно непременно отразится на маленьком человеке, на его отношении к воспитателю и посещению сада.
         Второе направление - это диагностическое. В течение всего учебного года психолог проводит психолого-педагогическую диагностику. Она включает в себя выявление уровня развития психических функций каждого ребенка. Два раза в год ребенку предлагаются задания, которые позволяют выявить уровень его психического развития. Если результаты оказываются ниже возрастной нормы, то психолог проводит дополнительную диагностику на зрелость основных психических процессов, с согласия родителей (законных представителей) ребенка. Если выявляются проблемы, выходящие за рамки нормы, специалист может порекомендовать родителям обратиться за консультацией к неврологу, нейропсихологу или к психиатру. Также в течение года психолог изучает отношения в детском коллективе, выявляет лидеров, тех, с кем «никто не дружит», помогает воспитателю планировать работу по улучшению взаимоотношений между детьми.
Кроме плановой диагностики, о которой шла речь, проводятся и диагностика «по запросу» родителей (законных представителей). Например, появились у ребенка страхи, тревога, развод родителей, рождение ребенка в семье, смерть, навязчивые действия или мысли, невроз и т.п. Психолог с помощью специальных техник и консультаций с родителями может выявить причину. Еще один вид диагностики, которую проводит педагог-психолог - это диагностика готовности ребенка к школе. Родители обязательно во всех подробностях должны знать результаты. В первую очередь, чтобы помочь своему ребенку. Если он будет не совсем готов к школе, то психолог вам подскажет, на что именно нужно будет обратить внимание.
Следующий этап работы педагога-психолога – коррекционно-развивающий. «Строится» эта работа на основании результатов предыдущего этапа (диагностического).
Дети, как известно, все разные и развиваются в разном направлении. Психические процессы тоже формируются индивидуально. И порой бывает, что у одного ребенка развитие какой-то психической функции нужно чуть-чуть подтолкнуть, чтобы наладилось нормальное усвоение знаний или поведение, а у другого ребенка, например, уровень развития ниже возрастной нормы по всем показателям. С этой целью психолог планирует и проводит с ребенком коррекционные занятия, индивидуально подобранные к каждому ребенку с низким уровнем психического развития. Предварительно он обязательно ставит в известность родителей и берет письменное согласие на такую работу. Потому что успеха можно добиться только при абсолютном единстве требований и доверии. Также любая травмирующая ситуация, которая повлекла за собой изменения в психике ребенка, тоже требует проведения с малышом серии коррекционных занятий.
Развивающие занятия тоже не менее важная часть работы педагога-психолога. Каждый новый учебный год педагог-психолог выявляет для себя направление, на которое следует сделать основной акцент. Например, наиболее актуальной для него представляется тема формирования межличностных отношений в детском коллективе и навыков общения у дошкольников. Исходя из выбранной темы, психолог планирует развивающие занятия, на которых будет учить малышей общаться, вместе играть, решать конфликты, избегать ссор.
Как происходит знакомство малыша, родителей и психолога? Педагог-психолог выступает на родительских собраниях, круглых столах, приглашает на индивидуальную консультацию и проводит «плановые» консультации на сайте или информационных стендах в детском саду. На индивидуальной консультации, как правило, бывают вопросы о семейном положении, особенностях течения беременности и родов, родовых травмах, если таковые были, и о диагнозе, который поставили младенцу. Очень многие родители лукавят, скрывают данные по разным причинам. И это печально, потому что любая травма приводит к более или менее серьезным изменениям в детском развитии. И чем раньше узнает о таких проблемах ваш психолог, тем больше шансов избежать трудностей, когда ребенок пойдет в школу, тем больше возможностей малышу своевременно помочь. Хороший психолог работает, как правило, не один. У него есть «свой» логопед-дефектолог, с которым он работает в паре, и невролог, к которому он может обратиться за консультацией по тем или иным проблемам, и воспитатели, и вы – родители. Каждый из этих специалистов начнет с вами разговор все с тех же вопросов о родах.
А теперь хотелось бы сказать о наиболее распространенных «мифах» о психологах в детском саду. Большинство родителей резонно полагают, что слово «психолог» образуется от слова «псих». Из чего далее делают совершенно неверный вывод о том, что если с их ребенком в саду работает психолог, то их сын или дочь психически ненормальные. На этом основании некоторые мамы вообще стараются избегать общения с психологом. А уж если малыш попадает на коррекционные занятия, то родители - сторонники этого взгляда - порой даже скандалят или просто просят прекратить занятия ребенка с психологом. Чтобы развеять этот миф, подчеркну, что психолог в саду работает с нормой психического развития (невроз), а не отклонениями (психоз).
Другое, не менее распространенное и тоже ошибочное мнение: психолог, психоневролог, невропатолог, дефектолог и нейропсихолог - это все одно и то же. То есть врачи, которые работают с отклонениями в психике, с ее дефектами. На основании этой точки зрения родители требуют от психолога невозможного. Педагог-психолог - это не врач. Он может только предположить диагноз и направить ребенка к соответствующему специалисту. Поставить диагноз и тем более работать с ним он не может и не имеет права. Таким образом, в детском саду педагог-психолог присутствует в первую очередь для того, чтобы всеми сторонами «соблюдались интересы ребенка». Труд педагога-психолога может быть не всегда виден наружно, но малышу он, поверьте, необходим.
Наше дошкольное учреждение посещают дети, имеющие разный уровень развития, здоровья и проживающие в различных семейных условиях. Распределение детей по группам производится по возрастному принципу, а также с учетом имеющихся у детей отклонений в развитии. Психолог в детском саду может помочь правильно организовать профилактическую, коррекционную и реабилитационную работу с детьми различных категорий. В отличие от воспитателей, психолог в детском саду может разрабатывать и проводить исследования с использованием психолого-педагогической диагностики, осуществлять мониторинговое исследование в группах дошкольников.

Желаю психического здоровья Вам и Вашим детям!
Педагог-психолог Вера Васильевна Кокорина.

2 комментария:

  1. Вера Васильевна,рада видеть Вас в рядах блогеров. Желаю Вашему блогу активной,плодотворной и долгой жизни. Очень понравился стиль оформления: сдержанно и по теме. Молодец!

    ОтветитьУдалить