Развитие воображения детей через проектную деятельность
Что такое воображение? Воображение - это возможность создания новых образов путем переработки предшествующего опыта. Воображение часто называют фантазией. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого.
Почему большинство из нас теряет способность фантазировать, будучи взрослым (вспомните, как трудно бывает придумать новую сказку для своего ребенка). Как сохранить ее, а, еще лучше, развить? Мы уже познакомились с целым рядом специальных методов и упражнений.
Дальше
Дальше
Основная его задача - представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий. Фантазия, как и другие психические функции, претерпевает изменения с возрастом ребенка. Младший дошкольник, у которого только начинает развиваться воображение, отличается пассивной формой. Он с большим интересом слушает сказки и затем представляет их образы как реально существующие явления. Т. е. воображение некритически компенсирует недостаток жизненного опыта и практического мышления имплантированием описанных сказочных образов в реальную жизнь ребенка. Именно поэтому он легко верит в то, что наряженный актер - это настоящий Дед Мороз или Баба Яга, боится злого волшебника или волка на экране телевизора, плачет от жалости к Дюймовочке, слушая сказку.
Старший дошкольный и младший школьный возраст характеризуются активизацией функции воображения. Вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого воображения (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период сензитивный для формирования фантазии. Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения.
Все возрастные изменения необходимо учитывать при организации воспитательно-образовательного процесса, а также при проведении диагностики воображения и развивающего обучения.
Значение функции воображения в психическом развитии велико. Однако фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами.
Для выполнения этой задачи воспитателям и родителям необходимо помогать ребенку использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития.
Следует учить ребенка искать решение творческим путем – это наиболее доступный и интересный вид деятельности. Учить стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.
Для развития ребенка очень важно формирование многих интересов. Следует отметить, что для дошкольника характерно познавательное отношение к миру через игру.
Ему «интересно все». Такая любопытствующая направленность имеет объективную целесообразность. Интерес ко всему расширяет жизненный опыт ребенка, знакомит его с разными деятельностями, активизирует его различные способности. Однако реально узнать, увидеть, «попробовать все» не под силу ребенку, и здесь на помощь приходит фантазия. Фантазирование значительно обогащает опыт ребенка, вводит его в воображаемой форме в ситуации и сферы, не встречаемые им в реальной жизни. Это провоцирует у него появление принципиально новых интересов. С помощью фантазии ребенок попадает в такие ситуации и пробует такие деятельности, какие в реальной действительности ему недоступны. Это дает ему дополнительный опыт и знания в житейской и профессиональной сфере, в научной и нравственной, определяет для него значимость того или иного объекта жизни. В конечном итоге формирует у него многообразные интересы. В наиболее яркой форме фантазия сливается с интересом в игре. Именно поэтому многие методики, направленные на развитие интересов, строятся на принципе фантазирования в игровой деятельности.
Одним из инновационных направлений работы стала проектная деятельность. Работа над проектом позволяет объединить усилия родителей, детей и педагогов для решения поставленных задач. Главное же умение, которое приобретает ребенок – это умения работать с проблемами.
Оптимальной формой овладения детьми методиками творчества является система творческих заданий, которые даются детям через игры, задания на занятиях и в течение дня, и в достаточной степени гарантируют формирование исследовательских умений у детей доступных им по возрасту.
Основной задачей использования метода проекта в детском саду является привитие ребенку радости творческих открытий. Для решения этой задачи необходимо создать условия таким образом, чтобы они органично вписывались в естественную жизнь детей, а не носили «академический» характер.
Работая с детьми, мы пришли к выводу, что одним из действенных методов развития творческого мышления детей является разрешение проблемных ситуаций.
Применение ИКТ в дошкольном образовательном учреждении становится продолжением игры, развивает логику, творческое мышление, моторику и координацию ребенка, а также наглядно представляет тот или иной проект, что существенно улучшает коммуникативное взаимодействие педагога с детьми, и позволяет быстрее и эффективнее доводить до них информацию, а также способствует прочному закреплению полученных знаний. Соответственно, улучшается качество образования. Использование компьютерных игр и презентаций в процессе образовательной деятельности становится для педагога помощником, так как способствует организации коллективной работы детей, повышению интереса к занятиям, воспитывает усидчивость, обеспечивают более наглядное, совершенно новое восприятие материала.
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991.
2. Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.
3. Дъяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей // Вопросы психологии. - 1988.
Комментариев нет:
Отправить комментарий