Инклюзия в ДОО

Для педагогов
 Системный метод для обеспечения комфорта детей с ОВЗ
     Позвольте перед началом консультации обратится к терминологическому словарю.
Метод - (путь исследования или познания, «путь») — систематизированная совокупность шагов, действий, которые нацелены на решение определённой задачи или достижение определённой цели.
     Система – (целое, составленное из частей; соединение) — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.
     Для понимания данной темы важным является понять именно значение системного метода и почему необходимо именно такое сочетание. 
     Большинство применяемых педагогами методов в работе безусловно являются эффективными и действенными, но каждый из нас может привести пример краткосрочного положительного эффекта, который, к сожалению, не закрепляется в памяти или сознания ребенка. Поэтому мы понимаем насколько важно, чтобы любое педагогическое воздействие носило именно системный характер, связанные друг с другом элементы деятельности, единство и целостность.
     Для детей с ОВЗ особенно остро стоит этот вопрос. Слаженная система работы педагога не только принесет положительный и долговременный результат, но и создаст «порядок в голове», а именно комфорт и осознание важности и результативности выполняемых действий как у педагога, так и у ребенка. Давайте в этом попробуем разобраться на примере.
     Дошкольнику с нарушением слуха было намеренно предложено выполнить упражнение, направленное на развитие восприятия, без предварительной подготовки. Следующим приемом был просмотр иллюстраций «Мяч». Через время тому же ребенку предлагалось собрать разрезные картинки, а после всего принять участие в постановке-театрализации «Колобок». Эффект от такого хода работы можно было определить по эмоциональным реакциям неслышащего ребенка и по степени включенности его в деятельность. Данный ребенок затруднялся в выполнении заданий, уточним, что уровень его психического развития был средним, в игре-театрализации неслышащий ребенок не был активным участником, хоть и сама сказка была ему знакома.
     Как же организовать работу с неслышащим ребенком так, чтобы была вовлеченность в деятельность, эмоциональная активность и положительный долговременный результат? Для детей с ОВЗ важным этапом работы является подготовка к любой деятельности. Необходимо, чтобы ребенок знал, что он делает, что он будет делать дальше и какая атмосфера его ждет.      Ведь комфорт, ощущение безопасности и доверия должны быть соблюдены, что отсуствовало в проведении эксперимента. Порядок и тематику упражнений также стоит тщательно продумать, чтобы не создавать излишнюю хаотичную обстановку, это также повлияет и на успешное усвоение полученного материала. 
     Нельзя отрицать важность организации именно системного подхода к деятельности, ведь ребенок с ОВЗ нуждается в особых образовательных потребностях.


Статус опорной образовательной организации по инновационной деятельности
       По итогам XV конкурса инновационных проектов образовательных организаций муниципального образования город Краснодар нашей дошкольной организации "Центр - детский сад №72" присвоен соответствующий статус по теме "Развитие неслышащих дошкольников в вариатино организованной инклюзивной среде ДОУ". 
       Хочу выразить благодарность заведующему "Центр - детский сад №72" Котовой Ларисе Алексеевне, заместителю заведующего Пономаренко Ирине Омовне и всему составу творческой группы за активную и важную работу в области инклюзивного образования с детьми!
       Наш инновационный опыт очень ценен для дошкольного образования, для практики работы с детьми с ОВЗ, в частности с детьми, имеющими нарушение слухового восприятия. Успехов нам и дальнейшей продуктивной работы!
Сертификат

Инклюзия в ДОО     
        Материалы опыта по теме "Психолого-педагогическая система развития психических процессов неслышащих детей старшего дошкольного возраста" включены в муниципальный банк РИПО.
     Данное методическое пособие отражает психолого-педагогические особенности работы специалистов ДОО с детьми старшего до-школьного возраста, имеющие проблемы со слухом, рассматриваются проблемные моменты, связанные с развитием психических процессов неслышащих дошкольников при вхождении ими в инклюзивное образовательное пространство. Автором описываются основные направления воспитательно-образовательного процесса в работе с неслышащими детьми, созданные условия дошкольной образовательной организацией для таких детей, анализируются особенности данной категории дошкольников. Особое значение методического пособия состоит в авторском подходе, представленном в наработках и методиках практикующего педагога-психолога, основанных на тесном продуктивном взаимодействии воспитателей и специалистов ДОО.
     В качестве доминирующего направления в системе развития и образования детей с нарушением слуха нами предлагается совместная организация обучения и воспитания таких детей с остальными.
     С целью повышения психолого-педагогической компетенции родителей неслышащих дошкольников инновационный опыт  предусматривает различные формы взаимодействия, среди которых авто-ром предложены консультации, родительские собрания, анкетирование, информационные листы и семинары-практикумы, которые особенно полезны тем, что каждый родитель может получить индивидуальные рекомендации специалиста и может выразить свое мнение по предложенной  тематике. В качестве примера в приложениях представлен план взаимодействия психолога с родителями. Данный инновационный опыт будет полезен в практике работы педагогов и психологов системы дошкольного образования раз-личных дошкольных образовательных организаций, в составе групп компенсирующей направленности.

Инклюзия в ДОО: опыт, проблемы, перспективы

    6 апреля 2016 года состоялась региональная научная конференция "Инклюзивные процессы в образовательных организациях Кубани: опыт, проблемы и перспективы" на базе Армавирского государственного педагогического университета. 
    Нашим учреждением были представлены основные направления инновационной деятельности дошкольной образовательной организации в области влияния инклюзивного пространства на формирование социально-личностного и коммуникативного развития неслышащего дошкольника. 
    Современные подходы, лежащие в основе инновационных изменений процессов российского общества, не обошли стороной систему образования и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. В связи с чем, в последнее время значительное внимание уделяется дошкольникам, имеющих какие-либо нарушения в развитии, в то числе и слуха.
     В основе инновационной деятельности нашей дошкольной организации находится решение проблемного вопроса: каким образом организовать инклюзивное пространство, направленное на коррекцию и развитие неслышащего дошкольника, чтобы учесть при этом особенности его индивидуального социально-личностного и коммуникативного статуса. В качестве доминирующего направления в системе развития и образования детей с нарушением слуха мы предлагаем совместную организацию обучения и воспитания "особых" детей с остальными.
     Считается, что дети в праве на одинаковых условиях получать образование при неравных возможностях здоровья, что обуславливает актуальность нашего исследования.
     Благодарим коллег, студентов, координаторов АГПУ и всех кто присутствовал за внимание и распространение опыта работы с детьми в рамках инклюзивной деятельности. 

2 комментария:

  1. Очень интересное было мероприятие)))
    И город чистый и красивый!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И университет оставил положительное впечатление. Вы правильно обратили внимание на условия безбарьерной среды для студентов с ОВЗ.

      Удалить